Корпоративные порталы2.2. Корпоративные порталы Портал представляет собой унифицированный по формату данных источник информации. Сейчас в отрасли по сетям передаются многомиллионные объёмы информации, однако возможность их использования зажата в рамки кросплатформенной переносимости форматов данных, и люди, работающие с обычными источниками вынуждены либо отказываться от использования части информации либо тратить драгоценное время на её преобразование. Правильно настроенный портал решает эти проблемы: несмотря на обилие, разнородных данных такая технология позволяет пользователю получать всю информацию отрасли в удобном для него формате. Если верить аналитикам, то уже через несколько лет средства будут вкладываться не в системы планирования ресурсов предприятия (ERP — enterprise resource planning), как сегодня, а в корпоративные информационные порталы (EIP — enterprise information portal), решающие более широкий круг задач [4]. Согласно прогнозам, рынок ЕIР будет ежегодно расширяться на 35% и к 2002 году достигнет 14 млрд. долл. В условиях глобализации бизнеса и укрупнения компаний происходит трансформация самой модели порталов, первоначально предложенной Yahoo, Excite и другими, в некий универсальный источник информации для сотрудников организаций, их клиентов и поставщиков. В отличие от статичных сетей intranet, порталы способны предоставлять оперативно изменяющуюся информацию, соответствующую моменту обращения за ней посредством браузера. Кроме доступа к информации, порталы предлагают разнообразные услуги по работе с данными: · публикацию отчетов; · группирование и анализ информации; · рассылку уведомлений по подразделениям корпорации. Уже ведутся разговоры о порталах для вертикальных отраслей, содержащих данные и предоставляющих услуги, которые необходимы для ведения бизнеса, работы, научной деятельности во всех сферах человеческого знания. Предсказывают, что в ближайшие два года будет создано 10 тыс. таких “ворталов” (vortal — от vertical portal). Порталомания дошла до того, что возник даже портал для порталов . Столь широкое распространение корпоративных порталов было бы невозможным без соответствующих инструментов и новых технологий работы с информацией. Давно существующие форматы хранения данных и способы их представления (HTML, PDF, СУБД и.т.п) подготовили почву для появления порталов, однако решающим, по мнению аналитиков, стало появление языка расширенной разметки XML и инструментов, поддерживающих работу с ним. Так, компания DataChannel разработала инструментальную среду RIO, основанную на открытом стандарте XML, позволяющую строить корпоративные порталы. Каталогизация всех информационных ресурсов организации осуществляется теперь через виртуальные “папки” или информационные каналы, доступные через браузер. Как и в Yahoo, при работе с системой RIO пользователь может комбинировать поисковую машину с указателями на различные ресурсы, формировать свой индивидуальный интерфейс и т. п. Большинство порталов в современном понимании — лишь тонкая оболочка корпоративной сети intranet. Язык XML же делает доступным все полезные ресурсы, скрытые в недрах intranet. Скажем, SAP дает возможность пользователям R/3 получить информацию обо всех клиентах, партнерах и разработчиках по всему миру, имеющих дело с данной программной системой. XML стал ключевой технологией в создании порталов, делая из них качественно другую субстанцию, нежели таблица содержания. Теперь информация доставляется пользователю в удобном для него виде (таблицы, графики, формулы, ноты, тексты, картины), независимо от места ее хранения. В обычном представлении электронный бизнес видится как поток транзакций, циркулирующих внутри организаций и между ними для поддержки бизнес процессов. Несмотря на всю красоту существующих технологий, используемых сегодня для обработки электронных транзакций, организации подстерегает ряд проблем, решить вторые способны лишь новые методы. Несовместимость форматов данных. Как оформить заказ на поставку, оформив его в виде письма, включив туда выдержки из факсимильных сообщений и запись, полученную с автоответчика? Может потребоваться номер заказа, запрос окажется написанным на языке, отличном от языка документов, используемых при его оформлении. Единственное на сегодняшний день решение – обработка вручную, что несовместимо с технологией электронной коммерции. Возможное решение –ссбрать через Internet в одном месте информацию из разных источников и на время создания документа хранить ее в стандартном формате XML. Консолидация бизнесов. Даже два отлично понимающих друг друга деловых партнера часто испытывают трудности при обмене данными — разные форматы документов, разные типы используемых аппаратно-программных средств, несовместимые системы обеспечения конфиденциальности и.т.п. Мало того, один раз, составленный заказ или письмо может использоваться многократно с небольшими изменениями, отражающими текущее состояние дел. Для организации такой работы опять же весьма подходит XlML, позволяющий задавать правила сбора и преобразования, данных различной природы. Управление распределёнными корпоративными данными. Большинство корпораций, проявляющих живой интерес к электронной коммерции, не мыслят своего существования без филиалов, разбросанных по всему миру. Вполне естественно, что в каждом из них может эксплуатироваться своя ОС, система документооборота, СУБД и т.п. Возникает вопрос: где и как хранить важные данные без риска потери их целостности и качества? Разношёрстные Internet-решения. Несмотря на охватившую столь многих Internet-эйфорию, возникли дополнительные трудности, связанные уже с самими Web-технологиями. Сложные сценарии и изощренные шлюзы часто оказываются бессильны перед большим трафиком, а статичные специализированные сценарии пасуют перед частыми изменениями условий ведения бизнеса. Кроме этого, концентрация технологических знаний у небольшого числа ИТ-специалистов вносит дополнительный риск в бизнес. В этой связи возможность интеграции с помощью корпоративных порталов разнообразных новых и старых архитектур, систем беспечения информации и пользовательских интерфейсов может помочь минимизировать издержки Internet-решений. Можно привести много примеров развертывания корпоративных порталов за рубежом[4]. Однако, как это обычно бывает, вслед за появлением новых технологий возникает вопрос, насколько они затрагивают отечественных разработчиков и пользователей? Посмотрим, что в России внедряется технология порталов на базе XML. Государственная центральная научная медицинская библиотека – крупнейшее в Европе специализированное хранилище информации по медицинской тематике, предоставляющее возможность работы с электронными каталогами. Такой пример, казалось бы, отвлечённый от тематики диплома, позволяет протестировать предложенную систему в критическом режиме сверхнагрузок по объёмам, т.к. библиотека на сегодняшний день насчитывает 15 каталогов, указывающих на 3 млн. томов хранения. Ежегодный прирост составляет 30 тыс. единиц хранения. ГЦНМБ выписывает более 250 отечественных медицинских журналов и ежемесячно получает 800 наименований иностранной периодики, формируя свой фонд из 2200 зарубежных журналов. Это означает, что практически все официально зарегистрированные во всем мире издания по медицинской тематике представлены в ГЦНМБ. Кроме этого, библиотека играет роль депозитария диссертаций, по медицине, которых в России ежегодно защищается свыше 5 тыс. Опора на систематизированные знания и новые технологии дает возможность современному способному врачу работать гораздо эффективнее, чем самому талантливому доктору 100 лет назад, а современному выдающемуся врачу помогает сделать то, о чем раньше медицинский гений вряд ли мог даже мечтать. Поэтому более десяти лет назад в ГЦНМБ при участии компании ДИТ-М начались работы по созданию и реализации концепции электронных библиотек. Электронные библиотеки состоят из двух компонентов: электронных каталогов и архива документов. Первые представляют собой объемную базу библиографических знаний о документах, а также поисковый язык, позволяющий формировать поисковые предписания для конкретной прикладной области. Главная цель каталогов –поиск и выдача указателя на место хранения первоисточника. Сегодня эта задача решена, и на передний план выходит следующая – предоставление пользователю возможности непосредственной работы с массивами найденных документов, хранящихся в самых разнообразных формах. Если раньше 70% всего времени, которое врач посвящализучению литературы, отнимал поиск и только 30% уходило на работу с самим документом, то сегодня, после развертывания систем электронных каталогов, соотношение стало составлять 5% к 95%. Узким местом оказалась доставка документа потребителю. Общеизвестно влияние такого стратегического ресурса, как природный газ, на экономику России. Сегодня на территории страны имеется около сотни месторождений, включенных в единую, национальную систему газоснабжения через сеть газопроводов протяженностью 150 тыс. км, обслуживаемую на местах 25 дочерними предприятиями Газпрома. Невозможно управлять огромным хозяйством без информационных технологий. Именно с этой целью в 1976 году был создан ВЦ Министерства газовой промышленности СССР, преобразованный в 1991 году в Информгаз, дочернее предприятие РДО “Газпром”. Основная функция Информ-газа –оперативное информационное обслуживание администрации РАО “Газпром”: получение, хранение и обработка информации по добыче газа, его транспортировке и поставке заказчикам в России, СНГ и Западной Европе. В его ведение “входит системно-техническое обслуживание вычислительной техники”, расположенной на двух площадках — на ул. Наметкина (1600 компьютеров) и ул. Строителей (около 500 компьютеров), а главное — информационная поддержка центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ). Консолидированная информация о добыче газа, текущем состоянии газопроводов, параметрах транспортировки, режиме работы газокомпрессорных станций приходит по выделенным каналам связи от десятков предприятии из разных Точек страны. Эта информация используется для формирования балансов добычи и потребления газа, оптимизации маршрутов транспортировки и формирования соответствующих управляющих заданий работы для дочерних предприятий. Для решения перечисленных задач создана Автоматизированная система сбора, передачи, обработки и отображения технологической информации (АССПО-ОТИ). Один из результатов ее работы — база данных для ЦПДУ, на центральном дисплее которого размещается вся схема и параметры магистральных газопроводов высокого давления. Система обработки данных находится в постоянном движении: происходит смена форматов и сводок, модифицируется топология сети трубопроводов, появляются новые показатели, наконец, изменяется внешне - и внутриэкономическая обстановка, влияющая на работу газовой отрасли. Проблема модернизации соответствующих программ требует адекватного инструментария; в качестве такого инструментария избрана среда Natural. Жизнь диктует новые задачи. С целью повышения оперативности сбора информации, используемой для своевременного реагирования на внештатные ситуации, планируется увеличить плотность мониторинга с 9 до 12 раз в сутки. Поступающая телеметрия будет накапливаться в долговременном хранилище данных, что позволит формировать более информативные отчеты, сводки и прогнозы. Доступ к общей базе данных будет возможен не только в центре, но и в локальных сетях дочерних предприятий. Существенные изменения ожидают и систему телекоммуникаций –удаленные газодобывающие и обрабатывающие центры получают в свое распоряжение спутниковые каналы связи с высокой пропускной способностью. Это означает еще более интенсивный поток данных, повышение надежности и гибкости, а главное, обеспечение актуального учета состояния системы. В этой связи, по словам Виктора Климова, главного инженера Информгаз, Tamino вполне может помочь. Новые Internet-технологии, построенные на XML, позволят компании и в будущем справляться с задачами. |