Корпоративные порталы



2.2.   Корпоративные порталы

Портал представляет собой унифицированный по формату данных источник информации. Сейчас в отрасли по сетям передаются многомиллионные объёмы информации, однако возможность их использования зажата в рамки кросплатформенной переносимости форматов данных, и люди, работающие с обычными источниками вынуждены либо отказываться от использования части информации либо тратить драгоценное время на её преобразование. Правильно настроенный портал решает эти проблемы: несмотря на обилие, разнородных данных такая технология позволяет пользователю получать всю информацию отрасли в удобном для него формате. Если верить аналитикам, то уже через несколько лет средства бу­дут вкладываться не в системы планирования ресурсов предпри­ятия (ERP — enterprise resource planning), как сегодня, а в корпо­ративные информационные порталы (EIP — enterprise informa­tion portal), решающие более широкий круг задач [4]. Согласно про­гнозам, рынок ЕIР будет ежегодно расширяться на 35% и к 2002 году достигнет 14 млрд. долл.
В условиях глобализации биз­неса и укрупнения компаний про­исходит трансформация самой модели порталов, первоначально предложенной Yahoo, Excite и другими, в некий универсальный источник информации для сот­рудников организаций, их клиен­тов и поставщиков. В отличие от статичных сетей intranet, порталы способны предоставлять опера­тивно изменяющуюся информа­цию, соответствующую моменту обращения за ней посредством браузера. Кроме доступа к инфор­мации, порталы предлагают раз­нообразные услуги по работе с данными:
· публикацию отчетов;
· группирование и анализ информа­ции;
· рассылку уведомлений по подразделениям корпорации.
Уже ведутся разговоры о порталах для вертикальных отраслей, содержа­щих данные и предоставляющих услуги, которые необходимы для ведения бизнеса, работы, научной деятельности во всех сферах чело­веческого знания. Предсказыва­ют, что в ближайшие два года бу­дет создано 10 тыс. таких “ворталов” (vortal — от vertical portal). Порталомания дошла до того, что возник даже портал для порталов .
Столь широкое распростране­ние корпоративных порталов бы­ло бы невозможным без соответ­ствующих инструментов и новых технологий работы с информаци­ей. Давно существующие форматы хранения данных и способы их представления (HTML, PDF, СУБД и.т.п) подготовили почву для появления порталов, однако решающим, по мнению аналитиков, стало появление языка расширенной разметки XML и инструментов, поддерживающих работу с ним. Так, компания DataChannel разработала инструменталь­ную среду RIO, основанную на от­крытом стандарте XML, позволя­ющую строить корпоративные порталы. Каталогизация всех информационных ресурсов органи­зации осуществляется теперь че­рез виртуальные папки” или ин­формационные каналы, доступ­ные через браузер. Как и в Yahoo, при работе с системой RIO поль­зователь может комбинировать поисковую машину с указателями на различные ресурсы, формировать свой индивидуальный интер­фейс и т. п.
Большинство порталов в сов­ременном понимании — лишь тон­кая оболочка корпоративной сети intranet. Язык XML же делает дос­тупным все полезные ресурсы, скрытые в недрах intranet. Ска­жем, SAP дает возможность поль­зователям R/3 получить информа­цию обо всех клиентах, партнерах и разработчиках по всему миру, имеющих дело с данной про­граммной системой. XML стал ключевой технологией в создании порталов, делая из них качественно другую субстанцию, нежели таблица содержания. Теперь ин­формация доставляется пользова­телю в удобном для него виде (таблицы, графики, формулы, ноты, тексты, картины), независимо от места ее хранения.
В обычном представлении элек­тронный бизнес видится как поток транзакций, циркулирующих внут­ри организаций и между ними для поддержки бизнес процессов. Нес­мотря на всю красоту существую­щих технологий, используемых се­годня для обработки электронных транзакций, организации подстере­гает ряд проблем, решить вторые способны лишь новые методы.
Несовместимость форматов данных. Как оформить заказ на поставку, оформив его в виде пись­ма, включив туда выдержки из фа­ксимильных сообщений и запись, полученную с автоответчика? Мо­жет потребоваться номер заказа, запрос окажется написанным на языке, отличном от языка докумен­тов, используемых при его оформ­лении. Единственное на сегодняшний день решение – обработка вручную, что несовместимо с технологией электронной коммерции. Возможное решение –ссбрать через Internet в одном месте информацию из разных источников и на время создания документа хранить ее в стандартном формате XML.
Консолидация бизнесов. Даже два отлично понимающих друг дру­га деловых партнера часто испыты­вают трудности при обмене данны­ми — разные форматы докумен­тов, разные типы используемых ап­паратно-программных средств, несовместимые системы обеспечения конфиденциальности и.т.п. Мало того, один раз, составленный заказ или письмо может использоваться многократно с небольшими изменениями, отражающими текущее состояние дел. Для организации такой работы опять же весьма подхо­дит XlML, позволяющий задавать правила сбора и преобразования, данных различной природы.
Управление распределёнными корпоративными данными. Большинство корпораций, проявляющих живой интерес к электронной коммерции, не мыслят своего существования без филиалов, разбросанных по всему миру. Вполне естественно, что в каждом из них может эксплуатироваться своя ОС, система документообо­рота, СУБД и т.п. Возникает вопрос: где и как хранить важные данные без риска потери их целостности и качества?
Разношёрстные Internet-решения. Несмотря на охватившую столь многих

Internet-эйфорию, возникли дополнительные трудности, связанные уже с самими Web-технологиями. Сложные сценарии и изощрен­ные шлюзы часто оказываются бес­сильны перед большим трафиком, а статичные   специализированные сценарии пасуют перед частыми из­менениями условий ведения бизне­са. Кроме этого, концентрация технологических знаний у небольшого числа ИТ-специалистов вносит до­полнительный риск в бизнес. В этой связи возможность интеграции с помощью корпоративных порталов разнообразных новых и старых архитектур, систем беспечения информации и пользовательских интерфейсов может помочь минимизировать издержки Internet-решений.
Можно привести много приме­ров развертывания корпоративных порталов за рубежом[4]. Однако, как это обычно бывает, вслед за появлением новых технологий возникает вопрос, насколько они за­трагивают отечественных разра­ботчиков и пользователей? Посмо­трим, что в России внедряется технология порталов на базе XML.
Государственная центральная научная медицинская библиотека – крупнейшее в Европе специализи­рованное хранилище информации по медицинской тематике, предо­ставляющее возможность работы с электронными каталогами. Такой пример, казалось бы, отвлечённый от тематики диплома, позволяет протестировать предложенную систему в критическом режиме сверхнагрузок по объёмам, т.к. библиотека на сегодняшний день насчитывает 15 каталогов, указывающих на 3 млн. томов хранения. Ежегодный прирост составляет 30 тыс. еди­ниц хранения. ГЦНМБ выписыва­ет более 250 отечественных меди­цинских журналов и ежемесячно получает 800 наименований ино­странной периодики, формируя свой фонд из 2200 зарубежных журналов. Это означает, что пра­ктически все официально зареги­стрированные во всем мире изда­ния по медицинской тематике представлены в ГЦНМБ. Кроме этого, библиотека играет роль де­позитария диссертаций, по меди­цине, которых в России ежегодно защищается свыше 5 тыс.
Опора на систематизирован­ные знания и новые технологии дает возможность современному способному врачу работать гораз­до эффективнее, чем самому та­лантливому доктору 100 лет на­зад, а современному выдающему­ся врачу помогает сделать то, о чем раньше медицинский гений вряд ли мог даже мечтать. Поэто­му более десяти лет назад в ГЦНМБ при участии компании ДИТ-М начались работы по соз­данию и реализации концепции электронных библиотек.
Электронные библиотеки со­стоят из двух компонентов: элек­тронных каталогов и архива доку­ментов. Первые представляют со­бой объемную базу библиографи­ческих знаний о документах, а также поисковый язык, позволяю­щий формировать поисковые предписания для конкретной при­кладной области. Главная цель ка­талогов –поиск и выдача указа­теля на место хранения первоис­точника. Сегодня эта задача реше­на, и на передний план выходит следующая – предоставление пользователю возможности непо­средственной работы с массивами найденных документов, хранящихся в самых разнообразных формах. Если раньше 70% всего времени, которое врач посвящализучению литературы, отнимал поиск и только 30% уходило на ра­боту с самим документом, то сего­дня, после развертывания систем электронных каталогов, соотношение стало составлять 5% к 95%. Узким местом оказалась доставка документа потребителю.
Общеизвестно влияние такого стратегического ресурса, как при­родный газ, на экономику России. Сегодня на территории страны имеется около сотни месторожде­ний, включенных в единую, нацио­нальную систему газоснабжения через сеть газопроводов протя­женностью 150 тыс. км, обслужи­ваемую на местах 25 дочерними предприятиями Газпрома. Невозможно управлять огромным хозяйством без информационных технологий. Именно с этой целью в 1976 году был создан ВЦ Министерства газовой промышленно­сти СССР, преобразованный в 1991 году в Информгаз, дочернее предприятие РДО “Газпром”.
Основная функция Информ-газа –оперативное информаци­онное обслуживание администра­ции РАО “Газпром”: получение, хранение и обработка информа­ции по добыче газа, его транспор­тировке и поставке заказчикам в России, СНГ и Западной Европе. В его ведение “входит системно-техническое обслуживание вычис­лительной техники”, расположен­ной на двух площадках — на ул. Наметкина (1600 компьютеров) и ул. Строителей (около 500 компь­ютеров), а главное — информаци­онная поддержка центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ).
Консолидированная информа­ция о добыче газа, текущем состо­янии газопроводов, параметрах транспортировки, режиме работы газокомпрессорных станций приходит по выделенным каналам связи от десятков предприятии из разных Точек страны. Эта инфор­мация используется для формиро­вания балансов добычи и потреб­ления газа, оптимизации маршру­тов транспортировки и формиро­вания соответствующих управля­ющих заданий работы для дочер­них предприятий.
Для решения перечисленных задач создана Автоматизирован­ная система сбора, передачи, об­работки и отображения техноло­гической информации (АССПО-ОТИ). Один из результатов ее ра­боты — база данных для ЦПДУ, на центральном дисплее которого размещается вся схема и парамет­ры магистральных газопроводов высокого давления.
Система обработки данных на­ходится в постоянном движении: происходит смена форматов и сводок, модифицируется тополо­гия сети трубопроводов, появля­ются новые показатели, наконец, изменяется внешне - и внутриэкономическая обстановка, влияю­щая на работу газовой отрасли. Проблема модернизации соответ­ствующих программ требует адек­ватного инструментария; в качест­ве такого инструментария избрана среда Natural.
Жизнь диктует новые задачи. С целью повышения оперативно­сти сбора информации, использу­емой для своевременного реаги­рования на внештатные ситуации, планируется увеличить плотность мониторинга с 9 до 12 раз в сутки. Поступающая телеметрия будет накапливаться в долговременном хранилище данных, что позволит формировать более информатив­ные отчеты, сводки и прогнозы. Доступ к общей базе данных бу­дет возможен не только в центре, но и в локальных сетях дочерних предприятий.
Существенные изменения ожидают и систему телекоммуни­каций –удаленные газодобывающие и обрабатывающие центры получают в свое распоряжение спутниковые каналы связи с высо­кой пропускной способностью. Это означает еще более интенсив­ный поток данных, повышение на­дежности и гибкости, а главное, обеспечение актуального учета состояния системы. В этой связи, по словам Виктора Климова, глав­ного инженера Информгаз, Tami­no вполне может помочь. Новые Internet-технологии, построенные на XML, позволят компании и в будущем справляться с задачами.



Начало Назад Вперед