Биржа как элемент рынка1.1. Биржа как элемент рынка Экономические и политические условия в нашей стране в 1990-1991 гг. привели к весьма своеобразному биржевому процессу и последующему развитию бирж [5]. Биржевая торговля реальным товаром переживает сейчас рыночный коллапс. Вместе с развитием рынка биржи в своем становлении уже прошли ряд этапов: зарождение, быстрый рост, спад, биржевую активность, реорганизацию бирж. И им еще предстоит нелегкая судьба варьирования в рыночных условиях. Накоплен солидный опыт биржевой деятельности, подготовлены биржевые кадры, выработано государственное законодательство, идет развитие теории биржевого дела. Все это позволяет делать вывод, что созданы предпосылки для следующих качественно новых шагов в биржевой сфере. В России биржа является организованным рынком, т. е. представляет собой форму организации торговли товарами по заранее установленным правилам. Для нее характерны регулярность торговли в строго определенном месте, унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки, ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, заключение сделок с поставкой товара как со склада, так и в будущем. Товарные биржи организационно оформлены в виде ассоциаций частных лиц, объединенных чаще всего в корпорации, преследующие цель не получения прибыли, а облегчения и удешевления торговли. Как рынок биржа связывает микро - и макро уровни хозяйства, т. е. свободно хозяйствующих предпринимателей с производством. Биржа сосредоточивает в себе важнейшие рыночные механизмы: конкуренцию, спрос, предложения, ценообразования. Посредством действия механизма ценообразования биржа непрерывно снабжает хозяйствующих агентов информацией об изменениях на рынках, о возникновении новых условий обмена, появлении новых видов товара и т.д. Биржа является элементом рынка, где самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос (рисунок 1). На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посредников (брокеров, дилеров, трейдеров и т.д.). Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель представит на бирже новый вид товара улучшенного качества, он вправе установить повышенную цену. В случае позитивной реакции потребителей производитель получит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит других предпринимателей переналадить производство и выпускать хорошо зарекомендовавший себя товар. При этом предприниматели предложат его по более низкой цене в целях привлечения покупателей. Со временем предложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насыщенным, а цены стабилизируются на определенном среднем уровне. Если же производителя новейшего вида продукции постигнет на бирже неудача, т. е. его товар не будет пользоваться спросом, цена пойдет вниз и будет падать до тех пор, пока не будет реализована данная товарная партия. Вследствие несбалансированности спроса и предложения покупатели или продавцы реального товара бывают не готовы к совершению акта купли-продажи. Тогда спрос или предложение временно поддерживают посредники, которые через механизм хеджирования снижают риски от последующего понижения или повышения цен и обеспечивают достаточную прибыль. |