Начальный курс программирования на языке Форт

СТРОКОВЫЕ ЛИТЕРАЛЫ


Текстовая строка, скомпилированная в словарь со средствами получения ее адреса, называется строковым литералом. Общим словом для создания строковых литералов является слово STRING (СТРОКА)1. Оно функционирует следующим образом:CREATE СООБЩЕНИЕ BL STRING ПРИВЕТ СООБЩЕНИЕ COUNT TYPE ПРИВЕТ ok

Слово STRING выбирает из стека в качестве аргумента символ в коде ASCII - ограничитель строки - и считывает до него фрагмент из входного потока, компилируя его в словарь как строку со счетчиком.

1 Для пользователей всех систем, кроме полифорта. Во многих системах (но не всюду) вы можете воспользоваться следующим определением:

: STRING ( с -- ) WORD C@ 1+ ALLOT ;

Мы полагаем, что в таких системах буфер слова WORD начинается с Н ERE, поэтому здесь не требуется пересылка строки и счетчика в словарь. Адрес, оставляемый в стеке словом WORD, является адресом со счетчиком, там что слово С@ помещает значение этого счетчика в вершину стека Затем слово ALLOT продвигает указатель словаря по длине строки (плюс один из-за счетчика), резервируя память для нее в словаре

Вы можете воспользоваться словом STRING для создания строковых массивов. Вспомните наше определение слова МАРКИРОВКА в программе сортировки яиц, где мы применяли вложенные конструкции IF THEN. На этот раз сделаем сообщения о категории яиц одинакового размера (по восемь букв) и соединим их в одну строку с помощью единственного строкового литерала:CREATE "МАРКИРОВКА" ASCII " STRING Брак Мелкие Средние Крупные Оч.крупнОшибка"

Обращаясь к слову МАРКИРОВКА, мы получаем адрес данной строки. Можно вывести любое сообщение о категории яиц, вычислив смещение внутри строки. Например, если нужно выдать сообщение о категории 2, то добавляем единицу (чтобы проскочить байт со счетчиком), затем прибавляем 16(2*8) и выводим восемь символов имени:"МАРКИРОВКА" 1+ 16 + 8 TYPE

Теперь переопределим слово МАРКИРОВКА так, чтобы оно выбирало из стека номер категории от нуля до пяти и использовало его как индекс в нашем строковом массиве:: МАРКИРОВКА ( категория# -- ) 8 * "МАРКИРОВКА" + 8 TYPE SPACE ;


Строковый массив такого вида иногда называют суперстрокой. По соглашению об именовании имя суперстроки должно быть заключено в кавычки.

Новый вариант слова МАРКИРОВКА выполняется немного быстрее, потому что ему не требуется производить ряд операций сравнения до тех пор, пока не будет найдена соответствующая категория. Адрес выводимого сообщения вычисляется по аргументу. Но если аргумент слова МАРКИРОВКА выходит за пределы диапазона от нуля до пяти, то выведется «мусор». В том случае когда слово МАРКИРОВКА используется только внутри слов РАЗМЕР-ЯИЦ, проблем еще нет, однако если вы собираетесь от дать это слово конечному пользователю (т. е. оператору), следует обеспечить контроль: : МАРКИРОВКА О MAX 5 MIN МАРКИРОВКА ;

Вы встретитесь со словом STRING снова при рассмотрении определения слова ." в гл. 11.

Во многих Форт-системах существует еще одно слово для создания строковых литералов. Это слово не имеет стандартного имени, поэтому присвоим ему имя LIT". Его можно употреблять только внутри определений. Оно подобно слову .", но вместо вывода строки оставляет в вершине стека адрес строки со счетчиком. По существу, выражение : 1TECT LIT" Что случилось?" COUNT TYPE ;



эквивалентно выражению : 2TECT ." Что случилось?" ;

Слово LIT" является более мощным, чем STRING (поэтому менее употребительным). Последнее может применяться для определения слова LIT".

В системе-83, созданной Лэксеном и Перри, используется слово ", которое аналогично слову LIT", но оставляет в вершине стека адрес и значение счетчика. По нашему мнению, их вариант разбиения не обеспечивает должной гибкости, поэтому обратимся к варианту LIT". Если вы будете знать, чем отличаются упомянутые варианты, их реализация не вызовет у вас никаких затруднений.

Ниже приводится перечень слов Форта, рассмотренных в настоящей главе.
UPDATE

( -- )

Блок, доступ к которому осуществлялся в последнюю очередь, отмечается как модифицируемый. Этот блок будет впоследствии переписан во внешнюю память, если его буфер потребуется для размещения другого блока или в результате выполнения слова FLUSH.

SAVE-BUFFERS

( -- )

Запись содержимого всех обновленных буферов в соответствующие блоки внешней памяти. У всех буферов погашается признак обновления, но они продолжают оставаться распределенными .

FLUSH

( -- )

Осуществляется SAVE-BUFFERS, затем происходит погашение признака обновления всех буферов. Используется при установке или смене накопителей внешней памяти.

EMPTY-BUFFERS

( -- )

Все блочные буфера отмечаются как пустые независимо от им содержания. Обновленные блоки во внешнюю память не записываются.

BLOCK

( u -- )

Занесение в стек адреса первого байта в блоке u. Если данного блока еще в памяти нет, то происходит его пересылка из внешней памяти в тот буфер, к которому

дольше всех не было доступа. Если блок, занимающий данный буфер, обновлялся (то есть был модифицирован) , то перед считыванием блока u в буфер содержимое последнего будет переписано во внешнюю память.

BUFFER

( u -- a)

Функции те же, что и у BLOCK, за исключением того, что сам блок из внешней памяти не считывается.

TYPE

( а количество - )

Происходит выдача заданного количества символов, начиная с заданного адреса, на текущее внешнее устройство

-TRAILING

( a u1 -- a u2)

Удаление незначащих пробелов из строки с заданным адресом путем уменьшения значения счетчика от u1 (счетчик исходных байтов) до u2 (счетчик байтов, полученных в результате вычеркивания пробелов).

>TYPE

( a # -- )

То же самое, что и TYPE, за исключением того, что перед выдачей выводимая строка помещается в pad. Используется в мультипрограммных системах для вывода строк, находящихся в блоках на диске.

MOVE

( a1 a2 u -- )

По ячеечное копирование участка памяти длиной u байтов, начинающегося с адреса a1, в участок памяти, начинающийся с а2. Пересылка идет с al В сторону увеличения адресов.

CMOVE

( al a2 u -- )

Побайтное копирование участка памяти длиной u байтов, начинающегося с a1, в участок памяти, начинающийся с а2. Пересылка идет с а1 в сторону увеличения адресов.

СМОVE>

( a1 a2 u -- )

Копирование участка памяти длиной u байтов, начинающегося с адреса a1, в участок памяти, начинающийся с адреса а2. Копирование начинается с КОНЦА строки и продвигается в сторону уменьшения адресов.

BLANK

( a u -- )

Заполнение участка памяти длиной u байт символам пробела в коде ASCII.

KEY

( -- с)

Занесение на стек значения в коде ASCII очередного доступного символа на текущем устройстве ввода.

EXPECT

( а u --)

Ожидание и символов (или нажатий клавиши RETURN) с клавиатуры и запоминание их в участок памяти, начинающийся с адреса a и продолжавшийся сторону увеличения адресов. На нажатие клавиши ЗАБОЙ осуществляется возврат курсора.

SPAN

( -- a)

Содержится количество символов, полученных, словом EXPECT

WORD

( с -- а)

Чтение слова, ограниченного заданным символом, из входного потока. Полученный фрагмент оформляется в виде строки со счетчиком и ее адрес помещается в стек.

COUNT

( a -- a+1 #)

Преобразование адреса строки со счетчиком (длина которой находится в первом строки) в формат, соответствующий использования словом TYPE а именно: в стек заносится адрес начала текста строки и ее длина.

>IN

( -- a)

Пользовательская переменная, содержания смещение обрабатываемого символа относительно начала входного потока.

BLK

( -- а)

Пользовательская переменная, содержащая номер блока во внешней памяти, интерпретируемого в качестве входного потока. Если в BLK содержится нуль, то входной поток поступает из буфера входного текста.

CONVERT

( ud1 a1 -- ud2 а2)

Начиная с адреса a1+1 (байт, содержащий длину, пропускается), CONVERT преобразует строку в двоичное значение, которое зависит от текущей системы счисления (значения BASE). Полученное значение накапливается в ud1, и остается на стеке как ud2. Процесс продолжается до тех пор, пока не встретится символ, который не может выть истолкован как цифра в текучей системе счисления. Адрес этого символа заносится на стек как а2.

NUMBER

( a -- d)

Преобразование текста, начинающегося с адреса а+1, в двоичное значение с учетом текущей системы счисления (значения BASE). Строка может предваряться знаком минус, что делает полученное значение отрицательным.

-TEXT

( al # a2 -- ?)

Сравнение двух строк длиной # , начинающийся с al и а2. Если сравнение успешное, на стек заносится ложь. Если нет, на стек заносится истина (положительное число, если двоичное представление строки1 > двоичного представления строки2, и отрицательное, если стр.1 < стр.2 ).

-MATCH

( d # s # -- а ?)

Поиск фрагмента длиной #, начинающегося с адреса s (источник) в области памяти длиной # , начинающейся с адреса d (получатель). Если поиск завершился успешно, на стек помещается начало искомого фрагмента a заданной области памяти и ложь. В противном случае неправильный адрес и истина.

STRING ( с - ) Компиляция строкового литерала, ограниченного символом с, в словарь как строки со счетчиком.
LIT" xxx"

период-выполнения: ( -- a)

Компиляция строкового литерала ххх, ограниченного двойной кавычкой. В период выполнения на стек помещается адрес строки со счетчиком. Используется только внутри определений.


Содержание раздела